Взаимосвязь архитектурных и природных форм
Природный ландшафт - важнейший фактор для композиции любого архитектурного объекта. Общеизвестно выражение: здание «вписалось» в ландшафт. Под этим подразумевается гармоничное сочетание его с рельефом, использование эффекта отражения в зеркале водоема, масштабные соотношения с массивами зеленых насаждений и т. д.
Взаимосвязь архитектуры и природы исторически обусловлена и развивается вместе с обществом. Достаточно вспомнить старые русские и белорусские города - Ярославль, Псков, Суздаль, Несвиж, Новогрудок и др., отдельные сооружения - церковь Покрова на Нерли, расположенное на гористом острове аббатство Мо-Сен-Мишель во Франции, дом О. Нимейера в живописной долине (рис. 3.1), «Дом над водопадом» архитектора Райта, жилые районы Зеленый Луг и по проспекту Машерова в Минске, отдельные общественные комплексы.
При сравнительно одинаковых природных данных облик населенного места или композиционное решение отдельного сооружения определяются творческим методом архитектора, его профессиональным мастерством, знанием национальных традиций, пониманием природы. Рассматривая ландшафтные задачи проектирования зданий и сооружений, следует выделить три уровня:
- формирование архитектурно-ландшафтного ансамбля, гармоничное включение архитектурных сооружений в природное окружение, общая композиционная взаимосвязь архитектуры и природы, максимальное выявление в функциональном и композиционном решении природных предпосылок;
- детальная архитектурно-ландшафтная проработка открытых пространств, примыкающих к зданиям и формируемых ими, или организация их «архитектурно-ландшафтного стилобата»;
- введение природных элементов в архитектуру дома.
Поиски интеграции искусственного и природного завоевывают у архитекторов все большую популярность. В последнее время архитекторы осознанно или интуитивно стали шире пользоваться архитектурно-ландшафтными методами и средствами. И выражается это не в отдельных деталях - устройствах для цветов и вьющихся растений на балконах и лоджиях, но и в общем методе проектирования от ландшафта.
«Гораздо больше, чем сами здания, значит размещение и характер открытых пространств, выявляемых ими, что и придает городу лишь ему одному присущее качество», - отмечает известный ландшафтный архитектор Дж. Саймондс (рис. 3.2).
Особенно важны эти положения, когда архитектор оперирует не отдельными элементами предметно-пространственной среды, а значительными фрагментами культурного ландшафта, формирует архитектурно-ландшафтные ансамбли. Тенденция сближения архитектуры и природы имеет и более детальные аспекты:
раскрытие внутреннего пространства и зрительное объединение интерьера с внешней средой - окружающими ландшафтами, устройство в зданиях лоджий, террас, балконов, обеспечивающих связь помещений с природой, архитектурно-ландшафтное решение интерьеров путем применения разнообразных живых и инертных материалов - цветов, декоративных трав, воды, гальки и т.п.
Известно, что гармония архитектурного сооружения и ландшафта может быть достигнута различными приемами - контрастом, нейтральностью или полным подчинением. Постройки архитектора Р.Нейтры, например, отличающиеся предельной рациональностью, должны быть, казалось бы, контрастны ландшафту. Но именно разнообразие архитектурно-ландшафтных приемов позволяло ему найти своеобразие. Р.Нейтра формировал архитектуру ландшафта и в стиле сооружения, и контрастно, выражая различными приемами строгость мемориала и административного комплекса, а также интимность, масштабность среды частного жилого дома.
Размещение архитектурных сооружений является формой преобразования природного ландшафта. Это преобразование может быть положительным (когда сооружение по форме, материалу, фактуре, масштабу и другим композиционным качествам гармонирует с ландшафтом) и отрицательным (когда архитектурные сооружения не просто контрастны по отношению к ландшафту, а даже нарушают его).
Для того чтобы достичь определенной степени согласованности архитектурных сооружений с ландшафтом, необходимо знать ряд композиционных приемов. Исходным является сравнение пространственных форм застройки и ландшафта. Архитектору часто приходится сталкиваться с такими особенностями и формами ландшафта, которые он мало чем может изменить. Он должен учесть их при проектировании. К этим неизменным формам относятся долины рек, равнины, озера, горные цепи и другие крупные ландшафтные формы.
Природные пространственные формы характеризуют следующие основные свойства: величина, геометрический вид, фактура, цвет, светотень, положение в пространстве. Природный фон может быть нейтральным или с ярко выраженными крупными формами типа гор, больших холмов, лесных массивов. По-разному воспринимаются небольшой дачный домик в горном ландшафте, где он подчинен среде, и крупный санаторный комплекс в равнинной местности, где он доминирует.
Степень согласованности застройки с ландшафтом зависит не столько от их абсолютных размеров, сколько от их взаимосвязи. Геометрические характеристики архитектурных сооружений могут согласовываться с ландшафтными формами (пирамидальная форма здания, остроугольный его силуэт напоминают нам окружающие скалы или еловый лес) или контрастировать с ними (протяженный многоэтажный дом-пластина на фоне живописного пейзажа).
Как архитектурные сооружения, так и формы ландшафта могут иметь массивную или ажурную пространственную структуру. Расчлененная застройка, ажурная структура здания ведут к большей согласованности архитектуры с природой. Большую роль в согласовании архитектурного сооружения с ландшафтом играет фактура материала. Органичнее всего композиционно увязываются с природным окружением простейшие сооружения из естественных материалов - дерева, камня, камыша. Фактура искусственных строительных материалов (пластмасса, алюминий и др.) обычно контрастирует с фактурой природных компонентов.
Доминирующее или подчиненное положение сооружения в ландшафте во многом определяется его размещением: вдоль рельефа и в его понижениях ведет к согласованности, поперек рельефа и на его высоких точках - к контрасту. Застройка ниже леса и среди леса подчинена природному фону, многоэтажная на фоне насаждений - всегда контрастна. Таким образом, чтобы сооружение максимально согласовывалось с ландшафтом, оно должно иметь малую величину, ажурную пространственную структуру, геометрическую форму, аналогичную формам ландшафта, гармоничное цветовое сочетание архитектурных и природных компонентов.
Если обратиться к так называемому архитектурно-ландшафтному стилобату, архитектуре поверхности земли, то здесь прослеживаются две ветви: одна тянется к архитектуре самих зданий, а другая - к ландшафтным деталям открытых площадей, примыкающих к зданию и как бы развивающих их функции и форму.
К решению архитектурно-ландшафтных задач организации ближайшего окружения зданий, отдельных пространств под открытым небом необходимо подходить как к проектированию интерьера, в создании которого объединяется творчество архитекторов, художников, инженеров зеленого строительства, специалистов в области городского ландшафта и ландшафтного дизайна.
Гармония человека и природы, архитектуры и ландшафта всегда будет достигнута, если архитектор не формально, а творчески, опираясь на определенную сумму знаний, исходит в своем поиске из ландшафтной ситуации, выявляя и подчеркивая ее лучшие качества.
По материалам: Сычева А. В. Ландшафтная архитектура.