Эстетика деталей городской среды: ВОДНЫЕ УСТРОЙСТВА
Вода в виде разнообразных водных устройств — бассейнов, каскадов, фонтанов, водопадов — необходимый компонент городского и паркового ландшафта. Не касаясь огромной роли водоемов в регулировании микроклимата, остановимся на декоративных особенностях воды, которые делают ее одним из лучших материалов для оформления открытых пространств.
Статичная поверхность воды, какой она бывает в естественных водоемах и бассейнах, декоративна своими отражающими свойствами. На ее зеркальной глади сверкают солнечные блики, переливаются краски неба и зелени берегов, в ней отражаются скульптуры и архитектурные сооружения. Глаз отдыхает на ровной поверхности от быстрого мелькания и пестроты городского движения, успокаивающе действует и тихий плеск волн. Отражение в воде вследствие приглушенности света, прозрачности и сложности теней, а также мягкости колорита нередко выглядит интереснее и живописнее самого отражающегося объекта. Прозрачность воды, возможность рассмотреть вблизи дно водоема и водных животных, растения дает в руки архитектора еще одно средство обогащения композиции открытого пространства.
Вода обладает и исключительными динамическими свойствами. Необычайно привлекательна игра красок падающей вниз или бьющей вверх воды, ее шум, журчание, плеск — тот своеобразный музыкальный эффект, который, хотя и в ином качестве, присущ еще растительным формам. «Прообразами» искусственных водных устройств, использующих динамичность воды, послужили природные источники, водопады, гейзеры.
Декоративные свойства воды учитывались в градостроительстве с давних времен. Водоемы, источники, фонтаны, служившие первоначально только для водоснабжения, стали одним из важнейших средств художественного обогащения городского ландшафта. Вода, подобно растительным формам, благодаря своим особым декоративным качествам
способствует оживлению строгих архитектурных форм, вызывает у горожан ассоциации с естественным ландшафтом.
В каждой конкретной градостроительной или природной ситуации всегда можно изыскать средства для создания тех или иных форм водных устройств. Если крупные водоемы часто определяют характер городского или паркового ландшафта, то небольшие пруды и декоративные бассейны, играя подчиненную роль, обогащают локальные пейзажи или архитектурно-ландшафтные композиции.
При работе с водой возникают две: архитектурно-ландшафтные задачи — создание новых искусственных водоемов и привнесение отдельных деталей в естественные.
Искусственные водные устройства подразделяются на следующие группы:
- бассейны (декоративные и утилитарные) — спокойная вода;
- фонтаны — вода, бьющая вверх;
- водопады, каскады, ручьи — вода, падающаяи текущая.
В водных устройствах могут преобладать декоративные или утилитарные функции (питьевые фонтанчики, плескательные бассейны, разбрызгиватели на детских площадках). Однако практические функции не исключают декоративного значения этих объектов.
Водные устройства очень разнообразны по размерам — от скромных одиночных струй и крошечных водоемов до сложных водно-архитектурных ансамблей. Часто искусственные водоемы совмещают декоративную и технологическую функции — служат замаскированной градирней для кондиционеров. Таков, например, водоем о коло гостиницы «Турист» в Баку. Широкая пешеходная эспланада, ведущая ко входу в здание, пересекает круглый в плане бассейн. Вода, поступающая под шапки ярких, украшенных мозаикой скульптур-фонтанов, распыляется, падает в бассейн, образует каскад, перетекая с яруса на ярус. Сложная криволинейная форма внутренних стенок бассейна не случайна: таким путем достигнуто удлинение фронта каскадов, необходимое для эффективного охлаждения воды. Этот пример показывает возможности совмещения бассейна, каскада, фонтана, что встречается не так уж часто.
Основная художественная задача композиции бассейнов — максимальное раскрытие водной поверхности, с тем чтобы подчеркнуть и усилить ее декоративный эффект. Поэтому вода в бассейнах чаще всего находится на одном уровне с окружающим мощением или газоном, а борт устраивается низким. В решении бассейнов нередко используется прием пересечения поверхности воды дорожками из отдельных каменных плит. Эти плиты, положенные прямо в мелкую воду, мостики и настилы над водой дают возможность любоваться водяными растениями, следить за жизнью обитателей бассейна.
Дно водоема, просвечивающее через слой воды,— важный архитектурный элемент, тем более, что оно должно оставаться красивым и тогда, когда приходится временно откачивать воду. От цвета облицовки дна в большой мере зависит оттенок воды, рисунок или орнамент на дне повышает декоративность бассейна. Темные тона облицовки дна увеличивают отражательную способность воды. Интересно сочетание небольшого бассейна с фонтаном или размещение в разных уровнях нескольких бассейнов, образующих каскад. Обработка берегов водоемов валунами и группами влаголюбивых растений придает естественную живописность композиции. Мягкие формы рельефа являются переходным элементом к городскому окружению.
Фонтаны часто устраиваются в небольших искусственных бассейнах — чашах, принимающих падающую воду. Контраст горизонтальной поверхности воды в чаше и вздымающихся вверх и ниспадающих тонких струй, звуковой эффект добавляются к эффектам отражения в воде. Формы фонтанов определяются их местом в городе. На городской площади или при входе в парк это может быть мощный столб воды, который поднимается из четко очерченного бассейна, а также сложная скульптурная композиция, многоструйная, с запоминающимся силуэтом. У площадки для тихого отдыха в парке, жилом квартале уместен скромный фонтан со спокойно падающими струями воды или оформленный в виде источника, нескольких чаш, размещенных на разных уровнях. Своеобразны низкие фонтаны — плоские диски. Вода из центра такого диска, разливаясь тонкой пленкой по его поверхности, переливается через округлые полированные края на гальку или гравий мощения. Фееричны фонтаны с заранее запрограммированной меняющейся структурой струй.
Если в прошлом ансамбли фонтанов и других водных устройств были характерны для дворцовых и усадебных парков, то теперь крупные декоративные водные комплексы все больше внедряются в ландшафт города, становятся ансамблями градостроительного звучания, являясь произведениями синтеза искусств.
Сравнительно недавно приобрели популярность цветомузыкальные фонтаны, в которых синхронное взаимодействие четырех компонентов — динамики струй воды) света различной яркости, цвета и музыки — создает незабываемое впечатление. Первый цветомузыкальный фонтан, построенный французскими инженерами, демонстрировался в 1964—1965 гг. на Всемирной выставке в Нью-Йорке. Под звуки музыки в сказочном смешении световых эффектов струи воды то стремительно взвивались на высоту многоэтажного дома, то становились почти невидимыми. Некоторое время спустя подобные фонтаны появились и в других странах.
Во многих странах мира стали популярны целые светозвуковые представления. Впервые такой спектакль на природе в СССР был поставлен в августе 1966 г. Не случайно местом его проведения стал Нижний парк Петродворца, водная система которого имеет всемирную известность. Фонтаны в сочетании с музыкой, цветом, меняющимся освещением и деталями парковой архитектуры вызвали ощущение грандиозности тех исторических событий, свидетелем которых был этот архитектурный памятник. В Петергофе декоративные свойства воды показаны в виде высоко бьющих струй различных очертаний, ниспадающих каскадов, шуточных аттракционов.
Масштаб водных устройств определяется их местом в городском ландшафте.
Фонтан сомасштабен пространству площади, окружающим зданиям и активно участвует в градостроительной композиции.
Очень интересна система водопадов в Портланде (США), занимающая целый квартал в центре города(архит. Л. Хелприн и др., скульптор А. Данаджиева). Строительство водопадов стало возможным благодаря резко пересеченному рельефу, который затруднял создание в этом месте площади. Композиция является фрагментом стилизованного местного природного ландшафта, богатого водными ресурсами и знаменитого своими водопадами. Сильный контраст, который представляет собой этот архитектурно-ландшафтный фрагмент с урбанизированным окружением, усиливает художественное воздействие первого. Пешеходное движение здесь изолировано от городского транспорта террасами и высокими бетонными стенками, которые служат уступами для водопадов. Высота уступов 6 м, общая ширина террас 30 м. Обильные потоки воды стекают в нижний водоем, где на разных уровнях расположены площадки для отдыха. Система водопадов и террас вместе с водоемами формирует своеобразную лестницу. Широкая полоса зелени с земляным валом отделяют водопад-сквер от улиц, а шум автомобилей заглушают звуки падающей воды. Наиболее полно красота этого водного комплекса раскрывается ночью, в свете прожекторов, расположенных на дне водоемов, у деревьев и уступов водопада.
Наиболее распространено оформление родников (естественных или искусственных) в виде каменной стенки, подпорной или отдельно стоящей. Как правило, в родниках струя воды не главный композиционный элемент, как в фонтане, а подчиненный. На первое место выдвигается декоративное решение стенки, чаши, скульптуры или другого архитектурного элемента. Имеются примеры, когда родники посвящают погибшим героям или историческим событиям, превращая их в небольшие мемориальные сооружения.
Очень разнообразны родники — питьевые фонтанчики в городах, лесопарках, зонах отдыха Болгарии: от скромной струи, бегущей из группы валунов, до сложных архитектурно-скульптурных композиций.
К водно-парковым элементам линейного типа относят каналы. В них первична утилитарная функция — подача воды к фонтанным и каскадным устройствам, связь системы прудов и других водоемов. Дополненные архитектурно-декоративными элементами — лестничными спусками, видовыми площадками, мостиками, переходами, они играют существенную декоративную роль в обогащении паркового ландшафта. Объектами детальной архитектурно-ландшафтной проработки становятся в парках и лесопарках небольшие ручьи и речки. Сохраняя естественный характер, их обогащают устройством каскадов, водопадов, островков.
У детей очень популярны игры с водой. Правда, плескательные бассейны — «лягушатники» недостаточно хорошо зарекомендовали себя при эксплуатации: они часто загрязняются, требуют очистки, а иногда и подогрева воды. Водные устройства нового типа — фигурные души и разбрызгиватели, установленные на бетонном основании, с успехом заменяют их. Игровое оборудование (лианы для лазания, спирали, небольшие скульптуры из труб) снабжается вращающимися разбрызгивателями типа форсунок, душами и автоматическими сбрасывателями воды. На зиму оно легко разбирается. На специально устраиваемых в некоторых парках площадках для водных игр часто имеются каналы с проточной водой для запуска корабликов.
Считая водные устройства одним из эффективных средств ландшафтного дизайна, необходимо подчеркнуть, что их применение должно быть оправдано климатическими условиями. Наиболее полно возможности водных устройств раскрываются в южных городах.
По материалам: Сычева А.В., Титова Н.П. - Ландшафтный дизайн. Эстетика деталей городской среды - 1984